Исследование «Анализ и оценка роли образования в формировании жизненных стратегий выпускника»

Опубликовано 02 Декабрь 2013

В течение октября – ноября 2013 года Центром "Исток" совместно с преподавателями ЯрГУ им. П.Г. Демидова – Руденко Л.Д. и Афониным М.В. – было проведено исследование «Анализ и оценка роли образования в формировании жизненных стратегий выпускника».

Проблемой данного исследования являются особенности жизненных стратегий, состояния и структуры занятости выпускников ЯрГУ им. П.Г. Демидова.

Актуальность данной темы обусловлена ее практической значимостью, поскольку подобные исследования помогут определить особенности местного рынка труда, потребности в рабочих ресурсах, структуру рабочих мест, во многом определяющие профессиональный выбор молодых людей. На наш взгляд, особое внимание при этом необходимо уделить анализу факторов макроуровня – системы высшего образования и сложившихся социально-экономических условий в регионе – и их влиянию на профессиональные ориентации студенческой молодежи Ярославской области, а также на их жизненные стратегии.

Образовательный капитал, усиливая конкурентные позиции выпускников, существенно улучшает их положение на рынке труда – увеличивает доход, расширяет доступ к привлекательным рабочим местам, уменьшает риск остаться безработным. Кроме того, накопление образовательных ресурсов способствует перемещениям вверх в иерархии социально-профессиональных статусов. Другими словами, уровням достигаемого образования соответствуют свои наборы наиболее вероятных статусов, к занятию которых они ведут.

Преимущества большого объема культурного капитала, накопленного при обучении в дневной школе и его дальнейшего аккумулирования в элитном секторе высшего образования, выливаются в «продвинутые» карьеры выпускников.

С нашей точки зрения, рынок образовательных услуг связан с рынком труда опосредованно через систему образовательных потребностей, которые выступают в качестве фактора не только потенциального спроса на рынке образования, но и потенциального предложения на рынке труда. Поэтому решение проблемы взаимосвязанного прогнозирования рынка образовательных услуг и рынка труда невозможно без включения в исследовательский процесс третьего элемента этой системы – непосредственного потребителя образовательных услуг и участника рыночных отношений в трудовой сфере. В данном случае он будет выступать не в качестве пассивного носителя социально-трудовых отношений, характеризующегося определенными демографическими и социальными параметрами, но активным самостоятельным субъектом, обладающим потребностями, интересами, установками и целями относительно получения образования и путей трудоустройства. Это делает проблему соотношения рынка труда и образования многомерной.

Также стоит отметить и особенность молодежной занятости, которая, на наш взгляд, состоит в завышенных требованиях к будущему рабочему месту при отсутствии у молодых людей необходимых профессиональных качеств и навыков, опыта работы.

Еще одна особенность молодежи на рынке труда – ее уязвимость. На молодежный возраст приходятся главные социальные и демографические события в жизненном цикле человека: завершение общего образования, выбор и получение профессии, вступление в брак, рождение детей.

Данные особенности приводят к низкой конкурентноспособности молодежи на рынке труда, обусловленной следующими факторами:

- недостаток у молодежи профессиональных знаний, квалификации и навыков, в результате чего преимущество при приеме на работу отдается квалифицированным работникам;

- отсутствие централизованного распределения выпускников учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования;

- трудовая нестабильность молодежи: молодые люди чаще вынуждены прерывать свою трудовую деятельность в связи с призывом в армию, поступлением на учебу, отпусками в связи с рождением и воспитанием детей и пр.;

- необходимость предоставления льгот, предусмотренных трудовым законодательством в отношении молодежи.

Выход на рынок труда молодежи происходит на фоне резкого углубления дифференциации доходов. Для сложившейся системы оплаты труда характерно отсутствие обязательной индексации, которое сочетается с рядом элементов гибкости заработной платы. Гибкие схемы оплаты труда и продолжительности рабочего времени особенно широко распространены в частном секторе, куда чаще стремится и попадает молодежь.

В сложившейся ситуации стартовый образовательный ресурс оказывается существенной социальной характеристикой, дифференцирующей дальнейшее накопление ими человеческого капитала, проявляющийся длительно, явно и латентно в складывающихся профессиональных и жизненных траекториях молодежи. Как показал опрос, молодежь накапливает капитал в виде дополнительного образования в разных его формах – на профессиональных и краткосрочных курсах, тренингах, деловых играх, в системе повышения квалификации и переподготовки, дистанционного образования, обучения через Интернет. В совокупности полученные результаты демонстрируют, что чем выше и качественнее образование, тем более чаще люди прибегают к дополнительным образовательным программам, инвестируют в образование, в том числе и образовательные технологии. Дополнительное образование играет специфическую роль в зависимости от профессиональной принадлежности молодежи. Так, чаще других обращаются к дополнительному обучению те, кто получил образование социально-гуманитарного направления.    

Таким образом, сложившаяся ситуация в трудовой сфере заставляет студентов и молодых специалистов вырабатывать новые адаптационные стратегии, позволяющие эффективно интегрироваться в социально-трудовые отношения. Суть этих стратегий заключается в следующем: желание получить второе высшее образование по другой специальности; выбор профессиональной деятельности, не связанной со специальностью, полученной в вузе; занятие профессиональных ниш, не соответствующих образовательному уровню. Изучению данных стратегий в том числе и посвящено наше исследование.

Объектом данного исследования являются выпускники Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова (далее – ЯрГУ им. П.Г. Демидова), получившие диплом в 2009-2013 гг. В качестве предмета исследования выступают жизненные стратегии выпускников, состояние и структура их занятости ЯрГУ им. П.Г. Демидова.

Целью исследования является анализ особенностей жизненных стратегий выпускников, роль образования в их формировании, состояние и структура занятости выпускников.

В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1) доминирующими факторами при выборе конкретной специальности являются престижность, высокий статус профессии – 29,8%; высокая оплата труда – 21,3%; возможность карьерного роста;

2) большинство опрошенных не разочаровались в выборе специальности;

3) выпускники, удовлетворенные качеством полученного образования, более высоко оценивают свои профессиональные перспективы;

4) при выборе конкретного места работы в процессе трудоустройства вчерашние студенты ориентируются преимущественно на такие факторы как высокая оплата труда, перспективы карьерного роста, престиж организации или учреждения, возможность работать по специальности;

6) большинство опрошенных выпускников при поиске работы пользовались активными практиками трудоустройства;

7) значительная часть выпускников в первый год работы после окончания вуза рассчитывает на заработную плату в размере свыше 25 тыс. руб. в месяц, что с учетом средней заработной платы в 2012 году в Ярославской области (21 тыс. руб.) отражает вполне объективные притязания к заработной плате на будущей работе;

8) в числе приоритетных планов на будущее большинство выпускников отметили «сделать карьеру в профессиональной сфере».

 

 

Исследование «Выпускник ЯрГУ глазами работодателя»

Исследование было проведено в течение октября – ноября 2013 года Центром "Исток" совместно с преподавателями факультета социально-политических наук ЯрГУ им. П.Г. Демидова – Руденко Л.Д. и Афониным М.В.

Проблемой данного исследования являются особенности восприятия выпускников ЯрГУ им. П.Г. Демидова работодателями.

Актуальность данной темы обусловлена ее практической значимостью. Профессиональная компетентность выпускников вузов, представляющая собой совокупность способностей, знаний, умений, деловых и личностных качеств, позволяющих владеть современными технологиями и методами решения профессиональных задач и осуществлять профессиональную деятельность с высокой продуктивностью, к настоящему времени все чаще определяется работодателями как одна из основных проблем, стоящих перед компаниями. Не секрет, что качество высшего образования за последние десятилетия в целом снизилось, в то же время ожидания выпускников относительно будущего места их деятельности становятся все выше. Проблема нахождения баланса между требованиями работодателей и запросами выпускников, с учетом уровня их профессиональной компетентности, становится все острее.

Конкурентоспособность выпускника не замыкается на личности индивидуума, а зависит от деятельности разных акторов -профессионального образования, экономики, семейного окружения, рынка труда. На разных этапах профессионального развития специалиста, эти агенты не только вносят посильную лепту в развитие конкурентоспособности, но и пользуются результатами сформированных компетенций и заинтересованы в том, чтобы уровень конкурентоспособности был как можно выше. Специалисты, не способные конкурировать на рынке труда либо занимают рабочие места более низкой квалификации, нежели полученной в учебном заведении, либо становятся безработными.

Объектом данного исследования являются работодатели, на чьих предприятиях работают выпускники Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова (далее - ЯрГУ им. П.Г. Демидова). В качестве предмета исследования выступают предъявляемые с их стороны требования, которыми должны обладать выпускники для эффективного выполнения своих должностных обязанностей.

Целью исследования является изучение набора личностных характеристик и навыков, которые позволили бы, по мнению работодателя, повысить конкурентоспособность молодого специалиста на рынке труда.

Для достижения цели понадобилось решить следующие задачи:

1)определить требования работодателей к знаниям, навыкам и личностным характеристикам молодых специалистов;

2)исследовать методы, применяемые работодателями при оценке способностей соискателей;

3)изучить степень удовлетворенности работодателей навыками выпускников ЯрГУ;

4)выяснить предложения работодателей по повышению качества подготовки выпускника.

 В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1)В стране наблюдается дефицит квалифицированных трудовых ресурсов, и работодатели четко осознают необходимость формирования кадрового резерва. Молодежь привлекает работодателей своей активностью, открытостью новому, свежими знаниями и меньшей стоимостью на рынке труда.

2)В то же время работодатели отмечают в выпускниках такие негативные качества, как неадекватность в восприятии себя и своих реальных возможностей; ориентация на себя, а не на дело; отсутствие социального опыта; завышенные ожидания оценки своего вклада; непостоянство и нестабильность в работе.

3)Конкурентоспособными на рынке труда выпускников вузов делают либо специальные знания, рыночный спрос на которые высок и которые не могут быть компенсированы личностными качествами, либо особые личностные качества, которые требуются в рыночной экономике сверх знаний, полученных в вузе.

4)Рыночные компетенции, которые сделают молодых выпускников привлекательными в глазах работодателей: «активная жизненная позиция», «серьезность мотивации к профессии», «склонность к саморазвитию», «трудолюбие и желание работать», «навыки коммуникации», «нацеленность на результат», «здоровье».

5)Наиболее общие корпоративные компетенции, соответствие которым сделают выпускника «своим» в рыночном предприятии: «системность мышления», «высокий профессионализм», «восприимчивость к новому», «командность», «стрессоустойчивость», «умение соответствовать корпоративным нормам», «результативность», «добросовестное отношение к работе», «активная жизненная позиция».

Результативность взаимодействия работодателей и молодых специалистов на рынке труда зависит во многом от сформированности у молодых выпускников компетенций, востребованных на рынке труда. Для формирования и развития таких компетенций существенно значимыми являются три ключевых периода:

- до вуза: на этане выбора профессии и образования (выбор специальности, спрос на которую превышает предложение);

- во время учебы в вузе: формирование и развитие таких личностных компетенций, спрос на которые превышает предложение (через дополнительные курсы, общественную работу, трудовой опыт и др.);

- после вуза: создание таких инструментов, которые позволят выпускникам точнее позиционировать себя на рынке труда, и работодателям точнее определить соответствие выпускника требуемым компетенциям.

В целом можно заключить, что работодатели готовы принимать молодых специалистов к себе на работу, и выпускники ЯрГУ здесь пользуются несомненным преимуществом относительно выпускников других вузов нашего региона. В то же время ощущается явный недостаток практических навыков. Впрочем, работодатели открыты для сотрудничества в этой сфере и могут быть привлечены для ликвидации этого пробела в процессе получения высшего образования в ЯрГУ.



Опрос

Когда лучше провести День 1С Карьеры?

вторник, 15.00-18.00 - 0%
среда, 15.00-18.00 - 20%
четверг, 15.00-18.00 - 40%
пятница, 12.00-15.00 - 0%
суббота, 12.00-15.00 - 40%

Всего голосов:: 10
Голосование по этому опросу закончилось в: Ноябрь 3, 2013

Последние статьи

Экскурсовод

Содержание труда Сопровождает группу туристов по маршруту, руководит осмотром, дополняет краткой информацией или подробным рассказом о... Read more

Эколог

Содержание труда Изучение структуры и функционирования природных и созданных человеком биологических систем, экологическое просвещение, разработка мероприятий... Read more

Химик

Квалификационные требования - высшее, среднее специальное образование.   Медицинские противопоказания нервно-психические расстройства; различные виды нарушений внимания, мышления, восприятия.   Описание профессии На предприятиях... Read more

Статистик

Содержание труда Собирает обрабатывает и анализирует статистические данные о населении, промышленности, сельском хозяйстве, транспорте и связи,... Read more

Специалист по социальной работе

Содержание труда Организует и оказывает материально-бытовую помощь и морально-правовую поддержку инвалидам, одиноким, престарелым людям, детям- сиротам,... Read more

Вы здесь:   ГлавнаяНовости3-я Германо-Российская Ярмарка карьеры 9 декабря 2013 г. в Москве